ФГОС
Обучение и воспитание дошкольников
осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее —
Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование
является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться
федеральным государственным образовательным стандартом. В этом году такой
стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от
17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013
г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории.
На основе стандарта разрабатываются Программа, вариативные примерные
образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации
Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги
в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки
образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки
педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской,
Федерации и законодательства Российской Федерации с
учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности
ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием
здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в
том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья.
ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее
вместе — Организации), реализующими образовательную программу
дошкольного образования, а также может использоваться
родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного
образования в форме семейного образования.
О требованиях к Программе
ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему
Программы.
Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Её содержание должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности и охватывать следующие направления развития
и образования детей (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
О требованиях к условиям реализации Программы
Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы
исходят из того, что эти условия должны обеспечивать
полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического
развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного
отношения к миру, к себе и к другим людям.
Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной
среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим
условиям реализации программы дошкольного образования.
Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как
требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в
образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным
и индивидуальным особенностям, построение образовательной
деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и
самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического
насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей) должна
проводиться квалифицированными специалистами
(педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей
(законных представителей).
Для получения без дискриминации качественного
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
должны быть созданы необходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи.
Для коррекционной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с
другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться
условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен
соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций»,
утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая
2013 г., регистрационный N 28564).
Требования к развивающей предметно-пространственной
среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных
образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с
учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных
особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Требования к кадровому составу (руководящим,
педагогическим, административно-хозяйственными работниками,
учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующим квалификационным
характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим
Программу, еще и обладать основными компетенциями,
необходимыми для обеспечения развития детей. Требования
к материально-техническим условиям – оборудование,
оснащение (предметы), оснащенность помещений , учебно-методический
комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности,
требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому
обеспечению Программы.
Норматив финансового обеспечения, определяемый органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО,
должен быть достаточным и необходимыми для осуществления
Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.
О требованиях к результатам освоения Программы
Это целевые ориентиры
• целевые ориентиры образования в
младенческом и раннем возрасте;
• целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования.
Целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга). Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.
Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого
решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования;
итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга, при оценке выполнения муниципального
(государственного) задания посредством их включения в показатели
качества выполнения задания; при распределении стимулирующего
фонда оплаты труда работников Организации.
О требованиях к работе с родителями
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с
родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного
образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО
является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического
здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим
условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители
(законные представители) должны принимать участие в разработке части
образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных
отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов
детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не
только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране
и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей
вопросов, связанных с реализацией Программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий